Питание радиолюбительской аппаратуры в поле и дома
25.06.2007 Месяц назад в www.tangenta.ru был приобретен блок питания MFJ-4125 . Работает неплохо, помех от него пока не замечено, однако, как и все изделия MFJ "отдаёт" кустарщиной. На второй или третий день вывалился из заделки сетевой шнур. Поскольку вилка на сетевом шнуре - американская, я пользуясь случаем, решил вскрыть блок и заменить на сетевой шнур с "обыкновеной" компьютерной вилкой. Основной недостаток блока - сильный шум вентилятора. Поскольку, основное время блок питания проводит в дежурном режиме, тепловыделение незначительное. Чтобы избавится от шума, рещил установить терморегулятор, который бы закорачивал дополнительный резистор 120 Ом, через который подаётся 12 вольт на вентилятор.
Делать печатную плату самому было лениво, а собирать конструкции "на весу" - не переношу!
Поэтому в соседнем магазине было приобрелено
Термореле - NK108
Можно сразу выбрать модель терморегулятора без реле, я взял то, что было, хотя в дальнейшем от использования электромагнитного реле отказался. Доработка терморегулятора заключается в шунтировании колектор-эмиттер транзистора V3 вышеупомянутым резистором. (по схеме, приложенной к набору), изьятии полупроводникового диода и подключении вместо реле вентилятора.
Терморезистор аккуратно вворачивается в резьбовое отверстие, имеющееся в радиаторе выпрямительного диода 12 Вольт. С помощью металлического уголка плата была укреплена над задним 12 вольтовым выходным зажимом. С помощью регулировочного резистора выставляется порог включения повышенной скорости вентилятора. Я сделал порог минимальный, однако, повышенная скорость вентилятора включается очень редко, только после длительной работы трансивера на передачу.
02.07.2007 Для справки: Кабель питания для IC-7000. Применен новый тип разъёма.
The Icom OPC-1457 is a DC power cable for the IC-7000.
Ещё одно место, где можно заказать разъём питания для трансивера www.powerwerx.com
В силу особенностей QTH большую часть работаю из автомобиля с природы,
последнее время,в основном, на антенны MFJ при мощности 50 ватт с
питанием от аккумулятора 7,2 А-час 12 Вольт (от UPS), подключенного
"буфером" короткими (~ 0,6 метра ) проводами сечения 4 х 0,75 мм и
достаточно длинным (около 2 метров) проводом 0,75 мм в прикуриватель
машины (при остановленном двигателе), попутно выполняющем роль
балластного сопротивления и ограничиваюшим ток из прикуривателя при
передаче. Несмотря на всю "неправильность" такая схема, собранная
однажды на "скорую руку" прижилась, и контроль питающего напряжения во
время работы (простым индикатором на светодиодах из набора "мастеркит")
показывает вполне небольшую просадку при передаче (в этот
момент основной ток идет от 7 Амперного акумулятора) и его подзарядку
от аккумулятора машины во время приёма. Иногда при длительной работе
завожу двигатель и в течении 5-10 минут подзаряжаю оба акумулятора.
Пару раз брал на такие выезды отдельный аккумулятор 75А-час х 12
Вольт, но до подключения дело так и не дошло - вполне хватает
вышеописанной схемы.
На CQ никогда не работаю, но изредка собираю
небольшой PILE-UP, давая тот или иной район Башкирии. Однако, наши
РДАшники Башкирию отработали очень плотно, и на 10-15 минут активной работы мне
моей схемы питания хватает, а там и зов пропадает :-))
Все-же этим летом я заменил аккумулятор 7 А-час на тоже гелевый, для UPS, 17 А-час.
Теперь стало возможным использовать все 100 ватт (7-амперный аккумулятро не позволял этого, просаживая напряжение в пиках до недопустимого уровня) "*"
Работать при запущеном двигателе проблемматично - сказывается
инжекторный двигатель и распеделенная система зажигания - помеха от
этого достигает 5-7 баллов, что в сравнении с кристально чистым эфиром
на природе начисто отбивает желание слушать даже громкие сигналы ;-(
Достались мне 4 Li-Po аккумулятора от ноутбука ёмкостью по 1900 мА-час. Прикинув их размеры относительно батарейного отсека FT-817, решил сделать из 3 из них дополнительную аккумуляторную батарею. Найти соответствующий кабельный разъём питания мне не удалось, пришлось использовать такой разъём от батарейного отсека, использование которого несколько сомнительно из-за большого количества переходных сопротивлений и контактов в виде тонких пружинок, о чём неоднократно сообщалось (например,здесь). Несмотря на то, что аккумуляторы не первой свежести, я отобрал 3 с наиболее близкими параметрами. Сделал переходник, заодно предусмотрев на дополнительный разъём выводы от промежуточных соединений элементов аккумуляторов для возможности зарядки при помощи "умного" зарядного устройства и хотя-бы возможности индивидуального контроля состояния аккумуляторов.
Для желающих самим "сколхозить" аккумулятор для FT-817 - максимальные размеры отсека для батарей в "брюшке" - 108 x 60 x 16 mm.
Насколько полезной окажется такая батарея - покажет время. По результатам испытаний выявилась нехватка ёмкости из-за "возраста" элементов аккумулятора. В ближайшее время должен приехать заказанный в Китае LI-Po аккумулятор на 2,2 А-Часа.
Немного "аккумуляторных" советов из переписки на форумах:
Подробности (кликнуть здесь!) если интересно
UA1AEA: Рекомендую посмотреть в сторону тестера для липолек. http://www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idProduct=7704 либо http://www.planetahobby.ru/product_info.php?cPath=16_100075&products_id=8395 Позволяют контролировать напряжение каждой банки. Очень важно не допускать переразряда. На моделях это происходит автоматически, но в трансивере, если переразрядите хотя бы одну банку, то придется выбросить всю батарею. Если будете подбирать батарею в отсек, не выбирайте в притык. Со временем липольки иногда слегка подпухают.
RM9WY: Ага, спасибо! Зная, что 817 имеет отсечку по минимуму питания, я как то не сильно обращал внимание на возможность переразрядки. А тут решил промерять в реале свой 817, в описании я не нашел значения напряжения отсечки. Подключил регулируемый БП к разъёму аккума и стал менять там-же напряжение... Итого, реальный минимум отключения оказался 7,3 вольта (индикатор FT-817 при этом показывает 6,9 В - примерно 0,4 падает на развязывающем диоде в схеме), что действительно , закритично для ЛИ-ПО... Тестеры для батареек конечно, хороши, только вот затолкать их в трансивер нереально. Да и при выключении питания трансивера надо как то и питание тестера будет отключать, иначе тестер и "добьет" посаженую батарейку окончательно.
Реально, мне кажется, что все не так страшно - кратковременно напряжение питания трансивера будет падать при передаче раньше, чем достигнется пороговое напряжение без нагрузки, и трансивер к этому времени уже отключится. Мой опыт эксплуатации различных ли-по аккумов токами разряда не более 1-2 С говорит мне, что они спокойно относятся к разряду до 2,9-3,1 вольта (без нагрузки). Главное, чтобы после достижения такого напряжения их не сажать далее, даже крошечными токами и долго не хранить в таком состоянии, а по возможности сразу же заряжать!
А вот про разбухание в процессе эксплуатации в 817 я что-то не подумал, хотя неоднократно замечал такие моменты!
Наконец-то добралась заказанная еще в прошлом месяце "зарядка". Попытка заряжать Li-Po аккумуляторы прямо в трансивере, ограничивая напряжение его питания с помощью регулируемого источника напряжения в попытке создать необходимые для зарядки Li-Po условия, оказалась неудачной. Как ни контролируй тестером напряжение на элементах батарей, все равно оно начинает превышать необходимые 12,6 вольта (4,2 вольта на банку).
А превышение напряжения зарядки чревато выходом аккумуляторов из строя, поэтому зарядку приходится прекращать. В результате, аккумуляторы просто сильно недозаряжаются. Настолько сильно, что после такого "заряда" в трансивере, умной зарядкой удалось влить в 1,9 А-Ч аккумуляторы еще почти 0.7 А-ч - чуть меньше половины ёмкости. Для обеспечения подключения пришлось сделать еще одну переходку между аккумуляторной батареей и зарядкой. На снимке справа - что получилось в итоге. Теперь надо будет проверить насколько хватит такой "правильно" заряженной батареи для практической работы в эфире!
После некоторого времени пользования вышеупомянутой "умной зарядкой" решил вообще отказаться от зарядки аккумуляторов в трансивере. Но поскольку , мне не удалось найти ответную часть разъёма, используемого в FT-817 для подключения батареи, а "колхозить" каждый раз переходник, при зарядка "родного" Ni-MH аккумулятора надоело, решил окончательно перейти на "стандарт" своих переходников, отрезав у аккумулятора штатный разъём и припаяв "маму" 7 х 1.25, подобную той, что использовал ранее в самодельном Li-Po аккумуляторе!
К большому сожалению, выяснилось, что "умная зарядка" не умеет контролировать и поддерживать балансинг ни для одного типа батарей, кроме Li-Po, LiMe, LiFe, но зато позволяет автоматически формировать циклы "разряд-заряд" для уменьшения так называемого "эффекта памяти" в Ni-Ca и Ni-ME аккумуляторах.
Хорошая статейка с сайта украинских моделистов Особенности заряда и эксплуатации аккумуляторов. Описаны многие типы аккумуляторов и их особенности, а так-же работа с "умной" зарядкой. Жалко, что почти не уделяется внимание свинцовым аккумуляторам. Хотя думаю, что и в нашем хобби, Li-PO скоро вытеснят остальные типы аккумуляторов.
А вот DL1DLF нарыл 3,6 а/час LiPo-льку в штатное "брюшко" FT-817 того. • Weight: 192g
• Capacity: 3600
• Style: Sanwa M11/Mx-3, Futaba 3PK
• Dimension: 102.5x54.5x16mm
• Voltage rating: 11.1V
Это уже должно быть вкусно. Однако, сколько не рылся на сайтах "китайских" друзей - моделистов, влезающий в штатное место аккумулятор ёмкостью более 2,2 А-Час не нашел! Заказал вот такой = http://dx.com/11-1v-2200mah-8c-replacement-li-poly-battery-pack-for-futaba-6ex-remote-controller-51219.
А недавно на форуме radioscanner.ru наткнулся на специально разработанный для FT-817 Li-po аккумулятор, устанавливаемый в штатное место, заменяя собой крышечку батарейного отсека, и даже снабженный специальным зарядным устройством! Посмотреть подробности и заказать (если вы знаток китайского) можно Здесь
Вообще, не смотря на непонимание написанного по китайски, я советую внимательно изучить эту страничку, ниже, после описания, следует несколько больших фотографий данной батарейки, а еще ниже рекламируется целый ряд различных приборов и дополнительных принадлежностей для FT-817 и других радиолюбительских трансиверов. Например, вот эта подставочка.
Прошла пара месяцев. Приехал заказанный у китайцев аккумулятор, но не плоский, а стандартный.
Ругань с китайцами ни к чему не привела - типа, "все прислали верно, это на сайте ошибка, исправим". Переживать особо не стал. Сначала просто решил использовать аккум внешним, изготовив
специальный переходник.
Но потом просто вскрыл тонкую термоусадочную пленку, составляющую корпус аккумулятора, и посмотрел, из каких элементов собран аккумулятор - все равно надо было переделать выводы питания - убрать лишние провода и поменять разьем на типа, "мой стандартный". Померяв размеры элементов, решил сделать аккумулятор плоским, чтобы влезал в штатное место. Самое сложно оказалось разделить склеенные между собой элементы. Тем более, что способов склейки оказалосб два - использовался как 2мм черный двухсторонний скотч, так и тонкий белый. Хотел избавится от толстого черного скотча, но он прилип очень плотно и отделить его, не повредив тонкую пластиковую оболочку элемента, я не рискнул. Проще оказалось разделить элементы, склеенные тонким пористым скотчем. Заодно пришлось разрезать маленькую печатную плату, которая играла роль контактных площадок. Все это надо делать предельно аккуратно и осторожно, ни в коем случае не допуская перегревов выводом, и конечно же, коротких замыканий! Для разделения использовал металлическую линейку, проверив предварительно края на наличие заусенцев и скруглив найденные. В итоге, получилось вот что:
Для защиты элементов от повреждения сначала хотел обтянуть получившуюся батарею термоусадочной пленкой, но потом понял, что пока буду греть пленку - поплавлю элементы, и просто обвернул получившуюся батарею несколькими слоями скотча, уделив особое внимание углам элементов как самому слабому месту. Подозрительные места тщательно надо проклеить хотя бы тем же скотчем, чтобы не допустить попадания воздуха в элемент - чревато неприятностями!
А вот ALEX, PY1AHD, с питанием трансивера особо не заморачивается, а суда по размерам батарейки, её заряда хватает надолго! Смотрим на YOUTUBE
Тут вот на форуме нашли еще один подходящий по размерам в "брюшко" FT-817nd тип литий-полимерного аккумулятора. Может, кому пригодится!
Случайно наткнулся на отличную статейку на эту тему, опубликованную в журнале CQ-QRP #40 на сайте QRP.RU.
QRP питание Авторы: Дмитрий Горох UR4MCK и Владислав Евстратов RX3ALL.
Скачать журнал
В статье описаны практически все особенности литий-ионных и литий-полименрных аккумулятров, а так-же допустимые и рекомендованные режимы зарядки и разрядки, и рекомендованные зарядные устройства для работы с такими аккумуляторами. Я сам уже год использую похожее зарядное устройство для обслуживания не только Li-Po , но и кислотных и никель-кадмиевых аккумуляторов! Рекомендую, не пожалеете!
Хочу только упомянуть об одном факте - появлении у "китайцев" сверхёмких акккумуляторов. В некоторых случаях это "тупой обман", подобный тому, что описали авторы в своей статье, однако, иногда, при внимательном рассмотрении этикеток на этих аккумах можно найти упоминание о том, что максимальное напряжение этих аккумуов 4,3 !!! вольта. К сожалению, я не сохранил ссылку на ветку форума на "радиосканере", но примерно год назад проскакивала заметка как раз о таких аккумуляторах с увеличенным напряжением и рядом экспериментов с ними. В кратце, увеличение ёмкости производится просто перезарядом стандартных аккумуляторов со всеми возможными проблемами от перезаряда, вплоть до расплавления аккумуляторов. Так что лучше все - таки не превышать максимальное напряжение заряда 4,2 вольта!
Обсужения и дополнения статейки на форуме qrp.ru
Продолжение следует....
Продолжение следует!
Дополнительные материалы по теме :
Статейка Литий в поле RM4HQ. Расписана работа с "умной" зарядкой.
Статейка 5 практических советов по эксплуатации литий-ионных аккумуляторов с хабра.
Неплохая реализация самодельной солнечной батареи для работы с полей с сайта radioscanner.ru. В прошлом году купил лучшее, что было на рынке для меня 39 ват 2.12 ампера вес 1 кг ТУТ А в этом году купил 30 штук вот таких элементов по 9 грамм каждый, с запасом на поломки и трещины при монтаже , и не пожалел: Одни из лучших на сегодня с высоким КПД до 23 % и очень легкими. Получилась книжка 12 створок, по два элемента, все соединено последовательно. Ширина около 1.5 метра, высота каждой створки 29 см, ширина каждой створки 14.5 см. Элементы покрыты самоклеящейся пленкой. Выходил вчера на улицу, на солнце в дымке легко дала 4.5 ампера.
PRORAB 811 PI Бензиновый инверторный генераторю Понравился как подходящей для поля мощностью, так и габаритами. И все это обеспечивается 4-х тактным двигателем - а значит, не надо "бодяжить" бензин маслом, не надо заботиться о том, что после некоторого периода простоя генератора масло в бензобаке расслотся, и по уму, надо перед запуском тщательно перемешать содержимое бака, что учитывая вес генератора, не так то просто сделать. Да и ресурс у 4-такктников заметно выше (хотя это при использовании генератора 1-2 раза в год по максимум сутки не большая проблема - 25-50 часов при 500 часовом моторесурсе - нормально для двухтактников - это 5-10 лет эксплуатации, а при правильном масле - ещё больше!)
Габариты, мм 395 х 209 х 355
Масса нетто, кг 8.50
Батарейка, испоьзуемая в ic-7000 для подпитки часов при отсутствии внешнего питания. Стянуто с радиосканера. На всякий случай.
Не один я использую подобный способ питания трансивера в автомобиле! :-)(прим. RM9WY)
Cтянуто отсюда
RX6DL: .... Трансивер питается с буфером!!! трансивет соединен с аккумулятором 7 А/Час!!! далее тонким, 0,75 проводом на прикуриватель!!! В тонком проводе падение напряжения при большом токе!!! как бы барретор! .....
Далее следует обьяснение подобного способа питания.
RX6DL: И я для питания аппарата не пользуюсь прикуривателем!!! Прикуриватель для подзарядки буферной батарей, которая обеспечивает ток при работе на передачу, с прикуривателя при этом ТОК идет не значительный, падение на диаметре-сопротивлении и длине до 2-3 метров, при работе на прием ток меньше и с прикуривателя от бортовой сети идет подзарядка, батареи запаралелены. Не надо залазить под капот в чужой машине, воткнуть прикуриватель с тонким проводом проблем и вопросов не вызывает. 7 А/Час хватает на 10 минут работы при 100 ватах, при работе на общий вызов буфер садиться за 3 - 4 часа и требует отдыха, работы на прием до 2 часов! Или снижения мощности.
Oбзор используемого бустера питания. (на английском языке)
Права на все материалы, использованные выше, принадлежат их владельцам
|