RM9WY ( ex. ra9woy ) Ham's site
U
D
M
Магнитные основания MFJ-335BT и MFJ-336T для антенн серии MFJ-16ххT

Магнитные основания MFJ-335BT и MFJ-336T для антенн серии MFJ-16ххT

Случайно обнаружил, что нигде не показал переделку магнитного крепления для автомобильных КВ антенн серии MFJ-16xxT. Решил восполнить этот пробел, так как от качества "земли", обеспечиваемой основанием, существенно зависит эффективность этих сильно укороченных антенн, особенно в диапазонах 30 и 40 метров. А ухе при написании решил вынести все о магнитных основаниях в отдельную статью. О самих антеннах этой серии можно почитать здесь.
Все началось довольно давно.

19.09.2006 погода и работа позволили провести обещанные измерения антенн на 20 и 40 метров на магнитных основаниях.
Сравнение оснований MFJ-335BT с одним и MFJ-336T с тремя магнитами как ни странно, не дали больших расхождений в настройке антенн.

MFJ-335BT MFJ-336T

Хотя ёмкость между кузовом автомобиля и корпусом магнита (потери подключения к "земле") для одного магнита составляет 770 пФ, а для 3х магнитов - 1900 пФ (Для меня осталось загадкой, почему ёмкость одинаковых магнитов не пропорциональна их количеству), заметной разницы при сравнении параметров антенн замечено не было. Подкладывание для защиты краски между магнитом и кузовом автомобиля двух слоёв полиэтилена - пакет "Матрица" заметного влияния тоже не оказывают, хотя ёмкость падает до 750 пФ.

К сожалению, при проведении измерений выяснились неприяные обстоятельства. Из-за недостаточных размеров кузова автомобиля использование его в качестве "земли" на 40-метровом диапазоне приводит к большой нестабильности минимума КСВ как по частоте, так и по величине. Поэтому начинает сказываться положение измерительного прибора относительно автомобиля, наличие или отсутствие внешнего питания (и даже просто никуда не подключенного с внешней стороны кабеля питания), и даже прикосновение к прибору рукой. В таких условиях несмотря на наличие антенного анализатора, я решил производить окончательную настройку не по анализатору, а по индикатору КСВ в трансивере (благо, в ic-7000 он очень удобный и простой).

		Pic(55)					Pic(57)

На фотографии Pic(55) трансивер питается от малогабаритного аккумулятора 7А-час в Курим бамбук в паралель с бортовой сетью автомобиля, (впрочем, характер КСВ почти не изменяется, если просто паралельно 7 амперному аккумулятору подключить никуда не идущий кабель для питания от автомобиля ), а на Pic(57) только от аккумулятора с отключенным кабелем питания. Причём, в последнем случае, несмотря на низкий КСВ дисплей на трансивере при включении передачи ведет себя "несколько нервно" - сказываются наводки. (напомню, что дисплей в ic-7000 - аналоговый телевизионный монитор системы PAL/NTSC). Не исключена возможность появления "возбудов".

защитные дроссели 03.06.2007 Для уменьшения "затекания" паразитных токов в салон автомобиля, а равно, уменьшения вероятности наводок и возбудов (о чём говорилось чуть выше) была предпринята попытка установки дросселя на кабель, идущий к антенне. Поскольку, длинна кабеля позволяла, сделал последовательно сразу два дросселя, первый- из 7 витков кабеля, второй - из двух витков, пропущенных через компьютерный антипомеховый разрезной ферритовый сердечник с неизвесными мне параметрами.
Проверить эффективность работы дросселей, а заодно и поработать в кристально чистом эфире решил на традиционном месте. Результат - явно положительный. Дисплей трансивера перестал реагировать на "передачу". При этом на десяток килогерц вниз опустился минимум КСВ на обоих диапазонах (20 и 40 метров), а сам резонанс антенны стал более острым. В дальнейшем выяснилось, что имеет значение и положение "балуна" относительно крыши автомобиля. (показанное на правом снимке положение - неудачное для работы, но так сделано для "фотосессии") КСВ на 20 метровом диапазоне Наименьший КСВ (и заметность наводок) наблюдается, когда балун находится в горизонтальном положении и плотно прижат к крыше автомобиля. Немного влияет и прижатие кабеля от магнитного основания до "балуна" к крыше. Сказывается недостаточная ёмкостная связь с "землёй"в виде кузова. С моей точки зрения, идеальным было-бы изготовление "балуна" в виде спирали (все витки кабеля в одной плоскости) и прижатие его всей поверхностью к кузову.
В дальнейшем, я все таки заменил такие запорные дроссели на вот такой.

 04.05.2012 Сделал вот такую штуку для своих автомобильных антеннок - "пробку" для исключения затекания паразитных токов по оплетке кабеля на трансивер. Думаю, все же получше будет нескольких витков кабеля.

В тонкой части трубки на кабель надета ферритовая трубочка от мониторов. Жалко, что одна, но последняя из запасов... Ну и конечно,интересно было бы посмотреть получившееся сооружение на имеющемся антенном анализаторе АА-330. Чесно говоря, я не знаю как интрепретировать второй график (который без нагрузки). Вероятно, как собственный резонанс получившегося контура. Как и что промерять для контроля качества блокировки токов по поверхности кабеля - я не знаю... Поэтому, просто смотрим!

График с нагрузкой 50 Ом. Пунктиром - отдельно контрольный замер назрузки без пробки График без нагрузки - явно виден собственный резонанс образовавшегося контура


На левой картинке - График с нагрузкой 50 Ом. Пунктиром - отдельно контрольный замер назрузки без пробки. На правой картинке - График без нагрузки - явно виден собственный резонанс образовавшегося контура.
P.S. Натурные испытания "пробки" показали её заметную эффективность - перемещения трансивера и кабеля внутри машины соврешенно перестали оказывать влияние на КСВ антенной системы, хотя до этого влияние могло доходить до балла SWR.

17.06.2012 Основание с тремя магнитами было обменяно на основание только с одним магнитом - основным стимулом для обмена была сложность отрыва отнования от крыши машины - слишком уж крепко "присасывались магниты", был серьезный риск повредить крышу автомобиля. Поэтому мне хватило одного раза! Да и необходимости в таком оновательном креплении не было - я не собирался работать "на ходу". Поэтому предложенный одному из наших РДА-шников вариант обмена был осуществлен к обоюдному удовольствию! Однако, и одиночное основание при внимательном осмотре настораживало качеством исполнения. Дело в том, что края металлического корпуса, изготовленого методом штамповки, несколько неровные, и к тому-же, чуть выступают за плоскость магнита. Из-за опасения порвеждения лакокрасочного покрытия машины магнитное основание было подвергнуто доработке - наклейка с магнита была удалена, а края корпуса были опилены до уровня, чтобы они совсем не выступали за плоскость кольцевого магнита. Дополнтельно были удалены все заусенцы, а края скруглены. Дополнительно выяснилось, что накллейка сделана из блестящего пластика, который проводником никак не является. Я решил заменить штатную наклейку на "слоёный пирог", состоящий из двух слоев алюминиевой пищевой фольги, взятой с запасом, ислоя полиэтиленовой пленки от "шуршащего" полиэтиленового пакета (такая пленка мне кажется более прочной и стойкой). Из запаса фольги была сделана проводящаяя шинка, которая была прижата непосредственно к земляной пластине, на которой я установил стандартный UHF разьем - захотелось иметь универсальный кабель. Если вы будете использовать штатный способ присоединения оплетки кабеля к стальному корпусу, то просто подсуньте шинку под штатную пластмассовую вставку с гайкой, при затяжке болта, стягивающего всю конструкцию, образуется надежный контакт. Хотя способ, которым оплетка прижимается к внутренней гайке, мне надежным не показался. В любом случае, есть смысл убедится в хорошем контакте и минимальном сопротивлении между оплеткой и корпусом магнитного основания, и отсутсвии короткого замыкания между корпусом и центральной жилой кабеля.
Для защиты от воздействий внешней среды корпус основания был тщательно обесжирен, и края полиэтиленовой пленки и шинка были защищены фирменным 3М скотчем. Дополнительно по периметру "пирог" стянут двойной стяжкой (найти одну такой длины у меня не получилось). Несмотря на кажущуюся несерьезнойсть такой конструкции, она не однократно попадала под дождь и жива уже несколько лет.
Дополнительно я все-же подключаю корпус магнитного основания к кузову автомобиля проводником сечением 1мм. Не столько для увеличения "заземляющих" свойств, сколько для снятия статики с антенны в сухую ветренную погоду (я работаю в основном, на FT-817ND с встроенным батареный питанием, так что дополнительные соединения с машиной остутствуют.)
Кстати, имейте ввиду, что резьба на болтах и гайках имеет "американский" дюймовый размер 3/8 - а не похожий метрический М10.

12.08.2015 Последнее время стал замечать, что минимум КСВ антенн, особенно 40-метрового диапазона, стал великоват. Что означает - добротность системы стала хуже. Решил провести контрольную разборку магнитого основания. И не зря! Жалко, что забыл сделать фотгорафии во время разборки. Тонкая алюминиевая фольга местами превратилась в порошок, а там где еще была цела, виднелись сквозные отверстия от окисления. К тому-же, во время одного из визитов в местную "Электронику" там была замечена медная фольга 0,25мм, которая была приобретена и поставлена взамен алюминиевой. Последующие испытания подтвердили восстановление качества работы! Я и в те времена предпочел бы использовать медную фотгу, но найти тогда ее мне не удалось.



Diamond_MAT50 26.01.2008 Найдено на форуме radioscanner.ru - участник под ником YURIKK пишет:
...заехал в бермос и купил там жесткое крепление на крышку багажника и диковинную приблуду Diamond MAT50, приблуда эта является альтернативой сверлению дырок в кузове машины для заземления антенны и представляет из себя гибкий магнит 15 на 7 сантиметров и медный листик над ним такого же размера. Установив всё это я снова включил шарманку, на приём разницы не почувствовал но когда включился на передачу выяснилось что антенна стала строиться на положеных частотах....
Речь идет вот об этом.
"Приблуда" представляет собой обкладку конденсатора, другой обкладкой которого является кузов автомобиля. Таким образом, увеличивается ёмкостная связь между кузовом и оплеткой антенного кабеля, что повышает качество "земли" и улучшает работу антенны.
Вот что пишет об этом аксессуаре производитель:

    MAGNET ANTENNA GROUNDING SHEET For 7MHz to 50MHz MAT50
    To use HF mobile antennas, reliable grounding has been required. The MAT50 can eliminate troublesome body grounding by putting the sheet on anywhere on your car. 3.5MHz can be covered by using two sets of the sheet. * To operate on 50MHz, connecting cable has to be cut to less than 20cm. 50MHz can not be operated when two sets of the sheet are used.
    Frequency: 7MHz to 50MHz (3.5MHz by using two sets.) / Max Power Rating: 500W (SSB), 200W (FM/CW) / Ambient temperature: -20C to +90C / Adhesive performance: 110km/h (with no wind) / Dimensions: 80mmX195mm (sheet size) / Cable length: approx. 30cm / Weight: 55g / Accessory: 16mm lug, heat shrink tubing
Простота такого аксессуара позволяет сделать его самому, причем, заведомо большей площади, а значит, и ёмкости, что обязательно скажется положительно особенно на работе на 40 метровом диапазоне. Надо лишь найти у "рекламщиков", которые делают магнитики на холодильники, кусок листового "резинового" магнита, и обернуть его слоями фольги и защитного полиэтилена.

Магнитное основание и наконечники c резьбой MFJ можно использовать и как основу для автомобильных антенн на 145 и 430 мГц (простых 1/4 волновых штырей). Только вот не скажется ли слишком большая для этих диапазонов индуктивность "кабельных" дросселей? К сожалению, приборов на эти диапазоны для получения "инструментального" ответа на этот вопрос у меня пока нет! Впрочем, как и самих штырей с экзотической для нас дюймовой резьбой 3/8. Просто я использую для УКВ другое магнитное основание от домашнего радиотелефона PANASONIC KX-T9080. Правла, штатный кабель я заменил на RG-58. Cлишком уж он толстый для прокладки через резиновые уплотнения дверей автомобиля. Вот так оно выглядит:



Легким движением руки брюки превращаются...... ......  в удобное хранилище всякой антенной всячины 11.06.2012 Хочу поделится еще одной своей "находкой". Перевозить магниты для антенн в автомобиле тоже не совсем просто оказалось. Мало того, что основание "норовит" прилипнуть к чему не надо, на его поверхности еще и собирается металлическая пыль, которая потом может повредить лакокрасочное покрытиа автомобиля. К тому-же, днище магнита покрыто тонкой фольгой и защищено не менее тонким полиэтиленовым слоем, что сильно подверженно повреждениям. Поэтому, несколько лет использовал для хранения и транспортировки магнитов картонную коробку. Однако, картон за это время поистрепался, и тут как раз весной освободилась пластиковая канистра от "незамерзайки". Вот и решил слелать специальную траспортную упаковку для магнитных оснований и кабелей. Смотрим, что получилось:

    Ссылки на другие сходные темы:

  • Пока нет ничего :-)


    Некоторые снимки выполнены мобильный телефоном SonyEricsson K700, поэтому качество оставляет желать лучшего

    Права на все материалы, использованные выше, принадлежат их владельцам

Перейти к Начальной Странице Напишите письмо по  адресу rm9wy собака mail точка ru Напишите письмо по  адресу rm9wy собака mail точка ru             Перейти к МЕНЮ - ВВЕРХ Страницы


Навигация
Главная Home Новости @
Архив 2010 2011 2012 2013
Фотки и панорамки
QSL Info RM9WY & RA9WOY
r9w.qrz.ru @
Статистика сайта
Карта сайта
Взбить мыльцеНапишите письмо по адресу rm9wy собака mail точка ru
Мои статейки
Мои Mini SW2012 SW2013    Forum
Icom IC-7000 - мой опыт
Антенный тюнер LDG z-100
LDG z-100 v.2 Coax Remote Control
YAESU FT-817 ND
Антенный тюнер LDG Z-817
Антенны. Не только для FT-817ND
Ручные тюнеры для FT-817ND
Мои автоантенны HM MFJ-16xxT
Магнитные основания MFJ-335BT
Мои мобильные антенны 1 2 3
Мои балконные антенны ч.1 ч.2
Мои УКВ антенны J Yagi
Мой NWT-7 - сборка и настройки
Антенный Анализатор AA-330
YAESU FT-840 с моей колокольни
LDG z-100 и YAESU FT-840
Гарнитура в YAESU FT-840
ARDUINO для радиолюбителей
ANDROID для радиолюбителей
Antenna switch для ICOM
Автономные источники питания
Переделка бп ATX
Источники питания
Начало работы "цифрой"
Кофр для перевозки трансивера
Внешняя антенна для Yota
Мои дипломы по EPC
Selflinks links self webstat news ih
UR-QRP Club
RADIO-WAVE
Count

Погода в Уфе с RP5.RU  

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Сайт Гоши-радиста
Я рекомендую UR5EQF log
Сайт поддержки UR5EQF Log
Наверх