Как начать работать в PSK и других цифровых модах. Простой нтерфейс для связи с компьютером.
Это пока только наброски статьи, больше для себя...
Взяться за эту статейку меня побудила лень в очередной раз отвечать на вопросы, задаваемые по почте - КАК НАЧАТЬ РАБОТАТЬ в PSK.
Статей в интернете на эту ему - море! и тем не менее, вопросов меньше не становится...
Вопросы типа - ? Такой-то или иной интерфейс и как его заставить работать именно в данном варианте, и почему у меня не работает - это к производителям этих интерфейсов - пусть научаться не только брать деньги, но и оказывать соответствующую поддержку своим покупателям.
Я на эти вопросы заведомо не отвечаю!!!
Далее интересно будет только тем, кто предпочитает что-то сделать своими руками, тем более что все это не просто, а ооочень просто! (или не очень просто :-)
Предупреждение!
Я не несу ответствкенность за все ляпы, просчеты и повреждения, возможные у пользователей!
Все, что ВЫ делаете, ВЫ делаете на СВОЙ страх и риск!
Как правило, все начинают с изготовления CAT-интерефейсов для соединения трансивера и компьютера. Однако, для того, чтобы начать работать в цифровых модах, как правило, достаточно обеспечить соединение входа TRX с выходом звуковой карточки, и выхода TRX со входом звуковой карточки.
Вот тут-то при кажущейся простоте и начинаются проблемы и неудачи. Об наиболее возможных причинах этих неудач - напишу чуть позже.
Пока же просто советую сделать вот такую штуку:
Наипростейший интрефейс для работы в PSK.
Идея не моя, подобные схемы встречаются на каждом шагу в интернете. Отличие - в замене постоянных делителей - потенциометрами и введение развязки от постоянного напряжения в микрофонной цепи компьютера - с помощью конденсатора С1 ёмкостью 0.1 мкФ. Если вы будете использовать линеный вход на звуковой карте, развязывающий конденсатор можно не ставить.
Я когда-то давно делал такой для своего YAESU FT-840 совместно с CAT-интерфейсом по типу примерно такого
Позже, для своего Icom ic-7000 сделал USB cat + sound интерфейс
Простой интерфейс вполне достаточен для начала работы в многих цифровых модах. Надо только обязательно добавить, что при использовании подобных интерфейсов необходимо: или наличие заземления в розетках питания, к которым подключены компьютер и трансивер, или хотя-бы соединение корпусов компьютера и трансивера между собой достаточно толстым проводом (2,5 кв.мм). И все коммутации проводов производить не просто при выключенных компьютере, трансивере, блоке питания трансивера, но и ОБЯЗАТЕЛЬНО вынутых вилках сетевых шнуров всего оборудования, принимающего участие в работе (не только компьютера, но и монитора, принтера, модема и т.п.)!
Почему вынутых?
На эту тему хорошо написано у RX3AKT.
а так-же там описаны способы возможные пути решения возникающих проблем.
Грабли с встроенным в звуковую карту микшером.
Дешевые звуковые карточки, а тем более, встроенные в материнскую плату, имеют очень примитивную аналоговую часть, но именно она и вносит основные трудности при настройке.
Если вы используете линеный вход на звуковой карте (если он у вас есть), следующий абзац можно пропустить.
С микрофонным входом сложнее.
1. на него подается постоянное напряжение, примерно 3-5 вольт, для питания стандартного электретного микрофона.
при не очень качественных разьемах именно это напряжение может служить источником помех, поэтому его надо развязать конденсатором.
2. Как правило, сигнал сначала подается на каскад предварительного усиления, выполненный на транзисторе невысокого качества с высокими собственными шумами и низкой перегрузочной способностью, и лишь затем сигнал поступает на аналоговый регулятор уровня встроенного микшера, которым можно управлять движком из операционной системы. Поэтому, часто попытка напрямую подать сигнал с выхода для наушников на микрофонный вход обречена на провал. Слишком высокий уровень сигнала перегружает входной усилитель, и сигнал ограничивается и искажается на нем. Все попытки уменьшить уровень такого сигнала встроенным микшером операционной системы бесполезны, так как сигнал уже необратимо испорчен!
Попытки снизить уровень сигнала при помощи регулятора громкости трансивера (AF) почти до минимума тоже могут не привести к успеху, так как при этом вносится нерегулируемые шумы выходного звукового усилителя (вспомните, что многоие трансиверы едва заметно шипят в наушниках даже при регуляторе громкости, установленном а нулевое положение), и в результате, соотношение сигнал-шум значительно ухудшается.
В то-же время, если входной сигнал снизить фиксированным резистивным делителем, то есть риск тоже его ухудшить, так как попытка в дальнейшем вытянуть его установкой движка микшера в компьютере в 100% положение тоже отрицательно влияет на соотношение сигнал-шум из-за плохих шумовых характеристик микрофонного усилителя.
Это не относится к профессиональным звуковым карточкам стоимостью 300-400$, но приобретать такую карточку для работы цифровыми модами совершенно излишне!
Выводы:
Если у вас в трансивере есть разьем DATA или АСС, то используйте выход сигнала именно с него! Он предназнаячен именно для этого, и лишь в крайнем случае , используйте сигнал с выхода для наушников.
Поставте движек встроенного микшера в положение 50-70% и забудьте о его существовании для регулировки уровня принимаего сигнала. Используйте для этого потенциометр в переходнике между трансивером и компьютером.
Если у вас есть на звуковой карточке и линейный, и микрофонный входы, то для работы цифрой используйте только линеный вход, а движек микрофонного поставте в нулевое положение!
Так-же , не забудте поставить в 0 положение ВСЕ остальные движки микшера.
Это что касается сигнала на прием!
На передачу тоже есть тонкости настройки.
Многие недорогие звуковые карточки (особенно встроенные) имеют совмещенные выход на наушники и линеный выход. При этом выходной усилитель у них тоже не высокого качества и с не слишком хорошими шумовыми и перегрузочными характеристиками.
Поэтому поставте выходной движок микшера и движок выходного регулятора громкости в положение 50-70% и забудьте о его существовании для регулировки уровня. Как правило, эти же движки дублируют и регуляторы уровня в некоторых программах для работы цифровыми модами.
Необходимый уровень сигнала выставляйте выходным потенциометром из переходника трансивер-компьютер.
При наличии в трансивере разьема DATA или АСС, то подавайте сигнал с компьютера именно на него, а не на микрофонный вход! Он предназнаячен именно для этого!
Кроме того, подавайте сигнал включения передачи TRX именно на разьем DATA или АСС, а не на разьем для подключения педали или гарнитурный вход. Дело в том, что почти ВСЕ (почти, но не все, к сожалению) трансиверы при этом отключают гарнитурный микрофон трансивера, а так-же отключают предкоррекции (эквалайзеры, у кого есть) звука и встроенный компрессоры-лимитеры, которые совершенно противопоказаны для цифровых сигналов. И тогда не будет слышно в эфире ваших разговоров при работе цифрой, во избежания этого вам не придеться выдергивать гарнитуру из трансивера.
Вообще, обратите внимание на инструкцию, идущую к вашему трансиверу. Там, как правило, есть описание способа подключения TNC контроллера к трансиверу, часто с подробными картинками и описаниями. Используйте это описание, мысленно заменив TNC контроллер вашим компьютером с интерфейсом! Принципы подключения и настройки совершенно одинаковы!
---------- наброски из писем, пока без правки ----------
лучше использовать выход с трансивера, который специально придназначен
лоя диги (13 пиновый разьем, если он есть на 706, если нет, то должен
быть 6 пиновый с названием DATA, назначение ножек можно посмотреть от
любого айкома, это разьем вообще для всех стандартен)
далее... в компе скорее всего будет микрофонный вход, чувствительность
которого велика... убавлять микшером в винде уровень сигнала можно
только если это достигатся при положении движка микшера не менее
20-30%. если меньше (а это наверняка), то далее опять страдает
линейность, поэтому ,лучше между трансивером и компом в эту цепь включить
потенциометр 10-100ком, движком в сторону компа... положение
ругулятора в винде поставить в 100%, а уровень приемо отрегулировать
именно этим потенцем... почему именно так, долго обьеснять. но как
простейший вариант на послушать вполне пойдет!
кстати, именно таким же кабелем , только движком в сторону трансивера,
можно организовать и передачу! только вот включать передачу надо будет
ручками...
---------- наброски из писем, пока без правки ----------
> Проблема!
> Когда подсоединен разъем на компорт и запускается программа лога, то
> трансивер переходит на передачу. Даже без включения цифрового модуля.
> Просто как только запустился лог. Выключаешь программу - трансивер
> переходит на прием. лог UR5EQF-log
Это нестрашно! надо просто настроить омни-риг.
я не помню, как там все должно стоять по дефолту, поэтому:
выключить питание трансивера (чтоб передачу не дергать)
зайти в лог -- цифровые виды -- конфигурация -- настройка сат-системы
посмотреть, какие значения, hight или low стоит напротив RTS и
поменять на противоположное, после этого трансивер должен перестать включаться на передачу при запуске системы.
если так, то идем дальше
зайти в лог -- цифровые виды -- конфигурация -- настройка РТТ
убедиться, что для РТТ pins выбрано RTS, если нет - то выбрать!
если ноги на ком-порту раяпаяны по моей схемке
(7 нога используется для управления передачей), то все должно заработать как надо!
включить трансивер и проверить включение и отключение передачи трансивера,
при помощи кнопок TX и TXOFF в окне цифровых видов
---------- наброски из писем, пока без правки ----------
Дополнительная полезная информация:
Распайки (распиновки) и методы подключения различных микрофонов (динамических и электретных)
различных гарнитур к различным трансиверам от G4WPW.
Информация очень может быть полезна
для желающих подключить какую либо гарнитуру, например, компьютерную, к своему трансиверу.
Подсмотрено на heilsound.com
|